Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Сампсониевский собор > Некрополь > Памятник "Врагам Бирона"

Памятник «Врагам Бирона»

Год освящения главного алтаря Сампсониевского собора совпал с одной из трагических страниц истории России  –   роковой развязкой жизни участников  заговора против всесильного Бирона.

Памятник ''Врагам Бирона''По странному стечению обстоятельств, в день празднования Полтавской победы 27 июня 1740 года, в память о которой был возведен храм Сампсония Странноприимца,  на Сытном рынке были казнены по обвинению в государственной измене кабинет-министр  Артемий Петрович Волынский, архитектор Петр Михайлович Еропкин и   капитан флота  Андрей Федорович  Хрущов.

Казненные принадлежали к высшему петербургскому обществу и выступали против засилья иностранцев при дворе императрицы Анны Иоанновны, добиваясь усиления политической роли русского дворянства. Наиболее ярко воззрения заговорщиков отражены в «Генеральном проекте направления внутренних государственных дел», подготовленном А.П.Волынским.

«Враги Бирона»  были захоронены в ограде Сампсониевского собора и должны были быть преданы забвению. Но их доброе имя было восстановлено в царствование императрицы Елизаветы Петровны, которая распорядилась установить на общей могиле Волынского, Еропкина и Хрущова памятник.

Он был возведен возвращенными из ссылки детьми Волынского в 1741 году и представлял собой скромную  каменную плиту на месте захоронения, мало чем отличавшуюся от других могильных плит Сампсониевского кладбища.

Западная сторона памятникаПри императрице Екатерине II изрядно обветшавшее  захоронение было подновлено,    на нем  установили пьедестал из желтого плитняка с каннелированной колонной серого гранита, на которой была укреплена урна белого мрамора.

Идея об установке нового памятника на могиле жертв заговора была высказана в 1883 году на страницах журнала «Русская старина». В этот период   наблюдались антигерманские настроения (следствие позиции канцлера Бисмарка по отношению к России на Берлинском конгрессе), и поэтому фигура  погибшего мученической смертью Волынского, противника немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны, возвысилась до образа национального героя.

Редакция журнала объявила конкурс на проект памятника с обязательным условием, что новый монумент будет включать в себя плиту и колонну предшествующего мемориала. Участвовали  в конкурсе проекты Н.Л.Бенуа и профессора М.А.Щурупова,  которому члены Комиссии отдали предпочтение.

Этот памятник стал единственным сохранившимся произведением Щурупова в России.

Разрешение на устройство мемориала Комиссия дала 19 февраля 1885 года. Скульптурные работы были поручены академику Александру Михайловичу Опекушину (1840–1923),  его наиболее известные произведения – памятники Грейгу в Николаеве, Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске.

Восточная сторона памятникаЗемляные работы для фундамента памятника начались в июне 1885 года. Окончательно  он  был изготовлен в декабре того же года. Было соблюдено поставленное перед участниками конкурса условие: под новый каменный свод Щурупов поместил старую плиту, а колонка от прежнего памятника оказалась внутри бронзового монумента.

Облик мемориала «врагам Бирона» отличается простотой, сдержанностью и благородством форм. Он покоится на гранитном постаменте, окруженном металлической оградой. Памятник  состоит из трех саркофагов и сложно профилированной в верхней части стелы, объединяющей их в единое целое. На черном фоне горит сдержанным золотым светом барельеф с изображением богини истории Клио. Держа в руке лавровый венок, богиня опирается на развернутый свиток, на котором начертаны слова об упокоенных в могиле жертвах, в том числе высказывание императрицы Екатерины II: «Волынский был добрый и усердный патриот и ревнителен к полезным поправлениям своего Отечества (1765)», а также строки из думы Кондратия Рылеева.

Одежда богини плавно струится, за ее спиной – крылья, к подолу одежды подползает змея – символ мудрости. Слева, в глубине, изображен горящий факел – символ вечной жизни и  памяти. Композиция барельефа строго продумана и лаконична. Изображение сдержано и изыскано.

На восточной стороне памятника указаны имя и даты жизни А.П.Волынского, в верхней части –  его родовой герб. На северной стороне – надпись, посвященная П.М.Еропкину, и его герб, а также опущенный вниз факел. На южной стороне памятника – аналогичная иконография А.Ф.Хрущова.

Восточная сторона памятника. ФрагментСледует отметить, что реставрация памятника в полном объеме не проводилась до 1988 года, когда встал вопрос о восстановлении рельефов в первоначальном виде. Не сохранились барельефы с изображением гаснущего факела и гербами Хрущова и Еропкина.   Гаснущий факел  был четко обозначен в чертежах Щурупова, а вот воссоздание геральдики потребовало дополнительных исследований, в результате которых первоначальные гербы были восстановлены по описанию в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи».  Помогли в этом и обмерные чертежи барельефов, выполненные с натуры в 1947 году и хранящиеся в Государственной инспекции по охране памятников.

На западной стороне памятника – подпись о погребенных, в нижней части она повторяется с указанием, что монумент сооружен по почину редакции журнала «Русская старина» «многими почитателями памяти этих исторических русских людей на пожертвованье Селифоновой (из рода Волынских)».

Подготовлено Т.М.Мокиной